Поиск по сайту:
Новости
23.11.2017

В День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Праздничную Литургию совершил митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир в сослужении епископа Ванинского Савватия и десяти священников Хабаровской Митрополии.

11.11.2017
07.11.2017
Воскресные школы потянулись в монастырь.
07.11.2017

28 октября монастырь праздновал свое 14-летие.

 

 

 

 

 

15.10.2017
В прошедшую пятницу монастырь посетили десять хабаровских силовиков, отправляющихся в понедельник в Чечню.
Главная / Новости

Новости

« Все новости

Монашеский постриг в Свято-Петропавловском женском монастыре 09.04.2016 00:16

Монашеский постриг в Свято-Петропавловском женском монастыре

По обычаю в дни великого поста в монастырях совершаются иноческие и монашеские постриги. Постриг - отречение человека от мира, от его похотей и соблазнов ради Царствия Небесного. Как говорят святые отцы, это поистине вселенское событие. В нашем монастыре, в последний раз он состоялся в 2011 году.

Пять лет мы ждали это пира духовного, потока новой благодати на обитель. Но каждый год что-то случалось: то матушка игумения болела, то владыка митрополит был занят, то сестры не были готовы. Но это все видимые причины, а истинные знает только Господь Бог.

И наконец, в этом году на третьей неделе Великого поста владыка Игнатий приехал для собеседования с послушницами - кандидатами в иночество (подготовительная ступень к принятию монашеского ангельского чина). После испытания постригаемых, он пообщался со всеми сестрами обители. Мы поделись своими переживаниями первой великопостной недели. И архипастырь, и насельницы подтвердили, что этот пост отличается особой благодатью и особым духовным подъемом.

 

НЕИЗМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

 

Первый вопрос на который приходиться отвечать сестрам, проводя экскурсии в монастыре неизменно следующий: "Как приходят в монастырь?" Очень просто - Господь приводит почти что за руку. Живут себе люди и не думают о монашестве, и в друг в один прекрасный день переступают порог обители и понимают, что они ... дома. И только в этом доме им хорошо и другого никакого уже не надо. А дальше все устраивается с Божьей помощью и вот уже и новый послушник готов.

Второй неизменный вопрос: "Через сколько лет послушника постригут в монахи?" Это никому не известно - как благословит Господь. В настоящее время в российских монастырях была возобновлена прежняя традиция постригать не менее чем через 10 лет послушнического искуса, но опять же на все Воля Божия. Бывает, и годы прошли в монастыре, и матушка игумения благословила, и облачения готовы, но пострига все нет. А для других он происходит неожиданно скоро.

Так и произошло с нашими новыми земными ангелами мать Тихоной и мать Марией. Одна ждала пострига пять лет, а другая менее пяти лет прожила в обители.

Бывших послушниц владыка благословил постригать сразу в мантию, минуя традиционный иноческий этап. Матушка Игумения не предполагала такого поворота событий и не готовилась к монашескому постригу сразу двух сестер, поэтому в монастыре не оказалось еще одного комплекта монашеских мантий. (Их две длинная постригальная и обычная). Милостью Божией и помощью благотворителей этот вопрос удалось решить за пределами Хабаровского края. Благословение митрополита было получено в четверг поздно вечером, а в субботу утром мантии уже были доставлены в монастырь. Итак, долгожданный день настал, все собрано и подготовлено.

 

ПУТЕМ ХРИСТА

 

В воскресный вечер под праздничный перезвон владыка митрополит прибыл в обитель. Получив благословение архиерея сестры пошли к келии матушки игумении и с зажженными свечами встретили матушку и пострижениц. С пением тропаря "Се Жених грядет в полунощи..." торжественная процессия двинулась в храм.

В храме полумрак, горели только лампады и несколько свечей. Семисвечник в алтаре освещал святой Престол. Казалось, что открылись врата в само Царствие Небесное. Растерянный оператор телекомпании "Россия" умоляюще просил включить хоть какой-нибудь свет. Но, увы, не положено. Несмотря на множество народа стояла абсолютная тишина. Перед открытыми Царскими вратами владыка Игнатий уже ждал будущих монахинь. Сестры со свечами в руках от младших к старшим выстроились вдоль ковра по которому предстоит ползти постриженицам и прикрывающим их монахиням.

Первая сестра в одной срачице (белой рубахе) и распущенными волосами легла на ковер и начала двигаться к амвону. Двое монахинь ползли вместе с нею, прикрывая ее своими мантиями. За ней вторая сестра в том же сопровождении. Ползти надо на одних локтях и это чрезвычайно трудно, как самой постригаемой, так и сопровождающим ее.

В этот момент вспоминались слова матушки игумении: "Когда будете ползти непрестанно молитесь". Хотя Петропавловский храм совсем небольшой, но сил едва хватило достичь амвона. На пути были три остановки на которых постригаемые как бы распинались крестом, вспоминая путь Спасителя на Голгофу.

В это время клирос трижды пропел дивный тропарь:

"Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою"

Это проникновенное песнопение мы можем услышать лишь один раз в году перед Великим постом за всенощной в Неделю о блудном сыне. И трижды на монашеском постриге.

 

НЕОБРАТИМЫЕ ОБЕТЫ

 

Когда постригаемые с сопровождающими сестрами достигли амвона, первая послушница, не вставая и даже не поднимая головы из под покровов сестринских мантий, протянула к архиерею руку. Владыка не сразу поднял послушницу, он читал положенные молитвы чинопоследования пострига: «Бог милосердый яко Отец чадолюбивый, зря ваше смирение и истинное покаяние, чада, яко блудного сына приемлет вас кающихся и к Нему от сердца припадающих». Протянутая рука дрожала от напряжения, как рука апостола Петра, утопающего в бурном море. Наконец митрополит подал свою десницу и поднял лежащих. Прикрываемые мантиями, как стеной, от посторонних глаз, они, да и все присутствующие, с трепетом внимали словам владыки. Голос его звучал так четко и ясно, что каждое слово врезалось в сознание.

 

– Что пришла еси, сестро, припадая к Святому Жертвеннику, и ко святой дружине сей? - слова архиерея грозные и в тоже время исполненные огромной отеческой любви.

– Желая жития постническаго, Владыко святый. - поочередно ответила каждая.

– Желаеши ли сподобитися ангельскому образу, и вчинена быти лику инокующих?

– Ей, Богу содействующу, Владыко святый.

Испытав истинность желания иноческого жития постригаемых, и, видя их полное сердечное согласие, владыка предложил им исповедать и принять обещание соблюдать иноческие обеты даже до кончины живота. Для каждой постригаемой прозвучали решающие вопросы: прибудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего издыхания? Сохранишь ли девство, целомудрие и благоговение даже до смерти? Сохранишь ли послушание игумении и ко всем во Христе сестрам? Пребудешь ли до смерти в нестяжании и вольной Христа ради во общем житии сущей нищете? Претерпишь ли терпеть тесноту и скорбь иноческого жития ради Царствия Небесного?

На все эти вопросы постригаемые, скорее сердцем, нежели устами, ответили: «Ей, Богу содействующу, владыка святый». Монашеские обеты даны перед Богом и людьми. И они необратимы, передумать больше нельзя.

 

ВОЗЬМИ НОЖНИЦЫ И ДАЖДЬ МИ

 

Указывая на Святое Евангелие, владыка обратился к постригаемым: «Се Христос невидимо зде предстоит. Виждь, яко никто же тя принуждает приити к сему образу. Виждь, яко ты от своего произволения хощеши обручение Великаго Ангельского Образа». «Ей, Владыко святый, от своего произволения», – твердо ответила каждая. Архиерей трижды бросил ножницы и попросил подать их. Затем положив ножницы на Святое Евангелие, знаменуя тем самым пострижение влас главы как от руки Христовы крестообразно остриг пряди волос, произнося: «Сестра наша монахиня Тихона (в этот момент происходит наречение монашеским именем) постризает власы главы своея, в знамение отрицания мира, и всех яже в мире, и во отвержении своея воли и всех плотских похотей, во имя Отца и Сына и Святага Духа». Вторая монахиня была наречена именем Мария. С постригом монаху прощаются все сделанные им после святого крещения грехи, поэтому его называют вторым крещением и по сути это восьмое таинство Церкви.

Затем Владыка облачил новоначальных в монашеские одежды: параман, подрясник, пояс, рясу, мантию, апостольник, камилавку (клобук), сандалии. Вручил четки – меч духовный, крест – щит веры и горящую свечу в знамение быть светом миру чистым и добродетельным житием. Каждый из предметов облачения имеет глубокий смысл и является постоянным напоминанием главной цели монаха - умереть для мирской жизни и воскреснуть душою для принятия благ небесных, духовных.

 

ОТВЕТИШЬ ЗА ДУШИ ИХ В ДЕНЬ СУДНЫЙ

 

Таинство свершилось! «Сестры наши, – провозгласил архипастырь, – монахиня Тихона и монахиня Мария восприяли обручение ангельского образа и оболклись есть во вся оружия Божия, во еже мощи им победити всю силу и брани начал и властей и миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных …Господи Боже наш, – молился владыка, – введи раб Твоих сих монахиню Тихону и монахиню Марию в духовный Твой двор и сопричти их словесному Твоему стаду».

Митрополит вручил новоначальных восприемнице – настоятельнице монастыря матушке игумении Антонии, обратившись к ней с поистине страшными словами: «Се вручаю тебе пред Богом сих новоначальных ... да не нерадения ради твоего погибнут души их, имаши бо ответ дати Богу о них в День Судный». Затем к новоначальным: «Вы же, якоже Христови, во всем повиноватися старице и во всем терпеливы будете, смиренны же, послушливы, кротки и молчаливы и обрящети благодать пред Богом и спасетися».

По окончании таинства пострига владыка сказал напутственные слова о несении монашеского креста, и главном делании монаха послушании и молитве.

После поздравительного слова архиерея все присутствующие поздравляли новых монахинь традиционным вопрошанием: "Что тебе имя, сестро?" "Недостойная монахиня Тихона", " Недостойная монахиня Мария", - отвечали новоначальные. "Спасайся о Господе!" - следовало пожелание исполнения главного предназначения монашеского бытия.

 

ПЕРВЫЙ ПОДВИГ

 

Священство, матушка настоятельница, сестры и гости удалились в трапезную, а монахини Тихона и Мария остались в храме на четверо суток до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.

Четыре ночи вместе с ним молитвенный подвиг разделяли монахини монастыря. Сестры бодрствовали все это время. Всю ночь читали Евангелие, псалтирь пели акафисты своим небесным покровителям и Царице Небесной Пресвятой Богородице, молились Иисусовой и Богородичной молитвой, делали поклоны и прикладывались к иконам и святыням. Так проходили ночи, а днем они молись на монастырских службах, и читали псалтирь. Выход из храма совершался только в трапезную в сопровождении старшей сестры.

В четверг после Божественной Литургии священник прочитал молитву на снятие клобука и только тогда монахини Тихона и Мария смогли снять с себя облачения и пойти отдыхать в свои келии. Их лица светились тихой радостью и умиротворением.

Третьего апреля 2016 года на Хабаровской земле появились еще два ангела во плоти, еще две молитвенницы за наш край и народ Божий - Тихона и Мария. Помоги им, Господи в их дальнейшем пути.

DSC_4036   DSC_4050     DSC_4047 

DSC00335копирование   DSC00353     DSC00339

DSCF7316   DSCF7319     DSCF7306

DSC_4063    DSC_4058    DSC_4054